В настоящее время в России построено и эксплуатируется свыше 30 тыс. км дорог, где применены укрепленные грунты для оснований и покрытий дорожных одежд. Во всем мире площадь конструктивных слоев из укрепленных грунтов на дорогах и аэродромах превышает в настоящее время 3 млрд. м2. Современным отечественным дорожникам следует принимать во внимание этот богатый опыт, а также то, что в последнее время в мировой практике в технологии укрепления грунтов, наряду с применением традиционных вяжущих, широко используются новые химические добавки и новая высокоэффективная грунтосмесительная дорожно-строительная техника (ресайклеры, грунтовые дорожные фрезы, передвижные грунтосмесительные установки), которая позволяет более точно дозировать и вносить в обрабатываемый грунт вяжущие и другие добавки, тщательнее перемешивать грунтовые смеси непосредственно на месте производства работ.
Актуальность использования технологий стабилизации и укрепления грунтов в настоящее время обусловлена увеличивающимися объемами строительства автомобильных дорог и дефицитом каменных материалов. Большая часть территории России лишена каменных материалов, и дорожное строительство в ее пределах базируется на применении каменных материалов, доставляемых из горных частей страны или зарубежья на расстояние до 400 - 500 км. Значительные затраты на транспортирование материалов вызывают увеличение общей стоимости строительства автомобильных дорог. Поэтому на этих территориях для устройства дорожных одежд целесообразно применять местные материалы, укрепленные различными вяжущими.
Технико-экономические расчёты, проведенные на основе фактических производственных затрат и сроков строительства за последние 10 лет, показывают, что применение в дорожных конструкциях слоев из укрепленных местных грунтов, вместо устройства конструктивных слоев из привозных инертных материалов, приводит к снижению стоимости строительства дорог на 10 - 30%. Важно отметить, что укрепленные местные грунты можно эффективно использовать при строительстве дорог I – V технических категорий и аэродромов. При этом, на дорогах I - II технических категорий укрепленные грунты, как правило, используют в качестве нижних слоев оснований, а на дорогах III - V категорий они могут быть применены также и при устройстве верхних слоев оснований и покрытий.

СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕМОНТ ДОРОГ ПО ТЕХНОЛОГИИ СТАБИЛИЗАЦИИ И КОМПЛЕКСНОГО УКРЕПЛЕНИЯ ГРУНТОВ
Под технологией стабилизации или укрепления грунтов понимают комплекс мероприятий по повышению механической прочности и водоустойчивости естественных или искусственных грунтов различного состава и генезиса, который представляет собой искусственное преобразование грунтов в монолитный прочный и морозоустойчивый конструктивный слой дорожной или аэродромной одежды путем обработки различными химическими добавками и их последующее максимальное уплотнение. При этом протекают химические реакции взаимодействия химических добавок между собой и с компонентами грунта, обеспечивающие долговечность приобретенных ими требуемых свойств (прочности, водостойкости, морозостойкости и др.).
Основной задачей, решаемой технологией укрепления грунтов с применением местных грунтов и химических добавок нового поколения, таких как стабилизаторы грунтов «ПАРАГОН LBS» и «ПАРАГОН М10+50», является получение нового строительного материала с заданными структурно-механическими свойствами, отвечающими требованиям, действующих нормативно-технических документов (СП 78 13330.2012, ОДМ 218. 046-01, ГОСТ 23558-94).
Исследования, проведенные в США, Европе и ряде других стран, показали, что полимерные стабилизаторы грунтов, при их технологичности и экологичности, обеспечивают значительное увеличение несущей способности обработанных грунтов и могут использоваться для решения сложных инженерных задач, как в повседневном строительстве, так и в случаях, когда работы необходимо проводить в короткие сроки, в тяжелых инженерно-геологических условиях при недостатке качественных строительных материалов.
Стабилизаторы глинистых грунтов, включая стабилизатор грунтов «ПАРАГОН LBS», применяемые в дорожном строительстве, являются поверхностно активными веществами (ПАВ). Они могут быть различного происхождения, отличаясь по свойствам, но их объединяет то, что обработка стабилизатором местных глинистых грунтов, после их последующего уплотнения позволяет увеличить плотность, влагостойкость, морозостойкость и значительно снизить степень пучинистости этих грунтов. Применение стабилизаторов грунтов совместно с вяжущими обеспечивает основаниям и конструктивным слоям дорожных одежд требуемые прочностные показатели.
Применение полимерного стабилизатора грунтов «ПАРАГОН М10+50» обеспечивает улучшение деформационных характеристик укрепленных грунтов и позволяет исключить основные недостатки цементогрунтов, такие как: образование температурных и усадочных трещин с передачей (отражением) их в слои покрытия, а при ремонте дорог по технологии «холодного ресайклинга», «ПАРАГОН М10+50» позволяет получать композиции с улучшенными показателями по прочности и упругому прогибу, при обеспечении высокой технологичности дорожно-строительных работ. Результаты такого укрепления грунта значительно превосходят применяемые обычно при этой технологии битумные эмульсии или цементы.
СРАВНЕНИЕ ДОРОГ, ПОСТРОЕННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПАРАГОН, И «КЛАССИЧЕСКИМ» МЕТОДОМ
Таким образом, применение технологии укрепления грунтов с применением добавок «ПАРАГОН М10+50» и «ПАРАГОН LBS» позволяет устранить одну из основных причин разрушения дорожных покрытий – слабые грунты в основаниях и конструктивных слоях дорожных одежд (ДО). При этом их применение позволяет:
- увеличить несущую способность основания дорожных одежд;
- повысить Модуль Упругости конструктивного слоя;
- сократить количество конструктивных слоёв ДО;
- снизить толщину слоев асфальтобетонного покрытия;
- сократить количество технологических операций и срок выполнения строительных работ;
- уменьшить затраты на земляные работы и работу машин – механизмов;
- обеспечить максимальное использование местных грунтов, при этом частично или полностью исключить использование дорогостоящих привозных инертных материалов (песок и щебень);
- значительно увеличить межремонтные сроки эксплуатации сооружений;
- обеспечить высокую технологичность дорожно-строительных работ;
- получить ощутимый экономический эффект, величина которого зависит от региона производства работ, категории и конструкции дороги.
Стабилизаторы грунтов линейки «ПАРАГОН» применяются посредством внесения водного раствора в обрабатываемый грунт отдельно или совместно с другими добавками улучшающими грунтовые смеси.
Работы выполняются в соответствии с требованиями нормативных документов, стандартов организации (СТО) и проектных решений.
Учитывая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что технологии линейки «ПАРАГОН» являются идеальным решением для создания современной транспортной инфраструктуры в нашей стране, решением позволяющим не только обеспечить необходимую несущую способность оснований дорожных одежд, но и, в большинстве случаев, минимизировать затраты, сроки выполнения работ и потребность в инертных материалах.
Технологии линейки «ПАРАГОН», применяемые для содержания объектов транспортной инфраструктуры («ПАРАГОН Экодор»/LDC, «ПАРАГОН Асфальтовит»/LAS-320), отличаются своей экологичностью, технологичностью применения и надежным результатом.
ТЕХНОЛОГИЯ ЗИЩИТЫ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ
Технология «ПАРАГОН АСФАЛЬТОВИТ»/LAS-320 рекомендована для содержания и ухода за асфальтобетонными покрытиями дорог, площадок, промышленных и складских площадок, АЗС, автостоянок, аэродромов с целью надежной защиты асфальтобетонных покрытий и продления межремонтных сроков их эксплуатации). Обработанная пропиткой поверхность асфальтобетона, получает великолепный внешний вид, повышает его износостойкость, обеспечивает гидрофобность и морозостойкость, а также надежную защиту от вредных воздействий внешней среды, включая влияние на дорожное покрытие солнца и высоких температур, при обеспечении нормативного коэффициента сцепления (ГОСТ 30413-96). Такой результат получается за счет формирования надёжных химических связей в асфальтобетоне, в результате глубокого проникновения пропитки в поры, микротрещины и дефекты, и их закупоривания. Выполнение работ по обработке поверхности асфальтобетона пропиткой отличается высокой технологичностью и простотой.
ТЕХНОЛОГИЯ ПЫЛЕПОНИЖЕНИЯ «ПАРАГОН Экодор»/LDC
В связи с очевидными недостатками, имеющимися у традиционных технологий пылепонижения и повышением внимания к решению вопросов, связанных с экологией, дорожные службы активно изучают возможность применения новых отечественных высокоэффективных, технологичных и оптимальных по стоимости решений по пылепонижению. Одним из таких решений является технология пылепонижения «ПАРАГОН Экодор»/LDC. Пылепонижение с применением «ПАРАГОН Экодор»/LDC рекомендуется в качестве мероприятия по летнему содержанию объектов транспортной и промышленной инфраструктуры во всех дорожно-климатических зонах. Технология рекомендована к применению при обеспыливании переходных и низших видов покрытий автомобильных дорог и обочин в населенных пунктах, площадок различного назначения, аэродромов, вертолетных площадок, укреплении откосов земляного полотна автомобильных дорог, укреплении откосов складов сыпучих материалов и позволяет значительно уменьшить запыленность воздуха. В результате применения этой технологии значительно улучшается транспортно-эксплуатационное состояние дорог, способствующее повышению безопасности дорожного движения и улучшению общей экологической обстановке на близлежащей территории.

